Рекламный баннер 1000x120px ban-1
Курс: 71.68 87.33

По страницам поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»…


«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
А. С. Пушкин
«Руслан и Людмила» — это первая поэма А. С. Пушкина, замысел которой родился еще в лицее. Литературоведы определяют жанр поэмы - волшебная сказка. В то же время поэма содержит исторические реалии и является пародией на балладу В. А.
Жуковского «Двенадцать спящих дев», за что Пушкин получил от него портрет с посвящением «Победителю-ученику от побежденного учителя». Открывая поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», мы попадаем в особый сказочный мир, наполненный приключениями, злыми колдунами и добрыми волшебниками.
В рамках проекта «Культура для школьников» приглашаем вас совершить виртуальную экскурсию по страницам поэмы «Руслан и Людмила»
Начнем с зала истории. История в поэме «Руслан и Людмила».
Пушкин относит действие поэмы ко времени правления Владимира Киевского, прозванного Красным Солнышком. Первая песнь поэмы Пушкина начинается с изображения пира князя Владимира по случаю брака его дочери Людмилы с Русланом. Действие поэмы «Руслан и Людмила» начинается и заканчивается в Киеве. Осада Киева печенегами, описанная в шестой песне поэмы, - достоверное и точное описание войны X века.
В поэме мы встречаем и исторических персонажей (князь Владимир, певец Баян). Имена Рогдая, Фарлафа и хазарского хана Ратмира Пушкин взял из «Истории государства российского» Н. М. Карамзина.
Продолжим экскурсию. Фольклор в поэме
В сказочном повествовании возникают и былинные образы, характерные для фольклора. В образе Руслана Пушкин стремится воссоздать черты русского богатыря: смелость, силу, патриотизм. В самих его приключениях использованы былинные мотивы.
Самым важным элементом в сказке является победа добра над злом. Эта идея прослеживается на протяжении всей поэмы. Так Рогдай, который пошел против Руслана, погибает. Повержен и Фарлаф, пытавшийся обманом заполучить Людмилу. Но в русских народных сказках прощают даже злодеев. Такова судьба и Фарлафа, и Черномора, которого приняли во дворец.
Положительные герои обретают свое счастье. Ратмир находит подругу жизни и становится рыбаком. Руслан возвращает Людмилу.
Приглашаем вас в самый загадочный зал виртуального музея.
В поэме «Руслан и Людмила» много волшебства, что характерно для большинства сказок. Какие же волшебные существа живут в сказочном мире пушкинской поэмы? Это горбатый карлик Черномор с чудесной бородой, в которой заключена сила злого волшебника.
Это исполинская, большая голова в шлеме, хранившая заветный меч. Во-первых, она, будучи отделена от тела, продолжает жить, а во-вторых, она обладает богатырской силой, и хотя у головы нет ни рук, ни ног, герою нелегко ее победить.
В повествовании встречаются и второстепенные волшебные герои. Это колдуны, у которых учится искусству магии Финн. У таких же колдуний научилась своему волшебству и Наина. Также она может обращаться не только в кошку, но и в крылатого змея.
В поэме присутствуют и волшебные предметы, их можете увидеть в этом зале:
кольцо, которое Руслан получает от Финна, чтобы снять чары со своей возлюбленной;
волшебный меч (волшебное оружие нередко встречается в сказках и легендах: как правило, герой получает его в дар либо добывает благодаря своей силе и ловкости);
шапка-невидимка (шапка-невидимка находилась в руках Черномора, но случайно попала к Людмиле. Благодаря этой шапке девушка скрывается от чародея, но эта же шапка мешает Руслану быстро найти свою невесту).
Волшебная вода, живая и мертвая, с помощью которой Финн воскрешает Руслана, также неоднократно встречается в народных сказках. Чаще всего в сказках ее приносит ворон: по древним верованиям, эта птица связана с потусторонним миром. В поэме Пушкина волшебник сам приходит к чудодейственным источникам, духи-стражи не препятствуют ему, так как он обладает магической властью над силами природы: «духов могучий властелин».
Приглашаем вас в следующий зал, где мы расскажем о значении некоторых имен и названий, попавших на страницы поэмы А. С. Пушкина. Ономастика
Самое загадочное географическое название - Лукоморье. В. И. Даль в словаре объяснял его как «морской берег», «морская лука». Оно сохранилось во многих памятниках русской письменности. В летописях встречаем его в значении «морской залив, бухта».
А что известно о Бабе Яге? В русских говорах этот сказочный персонаж известен как Баба Яга, Ягая баба, Яга-Бова, Яга-Бура. Но знают ее и многие другие славянские народы. Пушкин не зря написал, что ступа Бабы Яги «идет, бредет сама собой». Этот образ поэт создал в полном соответствии с представлениями народных сказок, в которых Баба Яга в своей ступе ездит, скачет, бредет, но не летает!
Под стать Бабе Яге и Кащей (у Пушкина это имя сказочного персонажа пишется - Кащей, хотя и сейчас есть два варианта написания: Кащей и Кощей). История происхождения имени Кащей остается во многом не выясненной. По одной гипотезе, Кащей означает «костлявый старик». По другой - имя этого персонажа сказок следует связать с глаголом костенеть - замерзать, затвердевать, впадать в оцепенение.
В поэме «Руслан и Людмила» пред нами предстает Черномор - коварный, злобный карлик-чародей, страшный волшебник, похищающий красавиц. Имя злого карлика-чародея не имеет отношения к слову море. Корень –мор- в нем соотносится с такими русскими словами, как мереть, смерть, мор, морить, моровой и других. Черномор - символ зла.
Отдельного рассмотрения заслуживает вступление, которое А. С. Пушкин написал немного позже основного текста. Прологу посвящен целый зал нашего виртуального музея.
Пролог воспринимается как самостоятельное произведение, в нем перед нами проходят сюжеты сказок, рассказанных поэту няней Ариной Родионовной.
Главный герой пролога — «кот ученый», с которым поэт встречается и слушает его сказки. Чудеса начинаются с лешего и русалки — героев не сказки, а демонологии, т.е. таких героев, в которых народ верит.Когда читаешь поэтические строки, вспоминаются русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Марья-царевна», «Баба-яга», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке», «Кощей Бессмертный»… Целый калейдоскоп сказочных образов проходит перед нами.
«Там русский дух... Там Русью пахнет!» — такова высшая оценка народной сказки, вынесенная поэтом.
За два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в «литературное наследие» по определению Ю. М. Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/21..
694

Оставить сообщение:

Партнёры